Основным видом транспорта к стадиону является
Сравнительно просто будут разрабатываться проекты спорткомплексов в микрорайонах и в жилых районах, а весьма сложно (при наличии крупных существующих сооружений) — общегородские комплексы. В связи с этим, возможно, будет возникать необходимость размещения общегородского комплекса не на одном участке, нередко будет требоваться реконструкция и модернизация существующих объектов. При установлении состава общегородского спортцентра возникает необходимость в зависимости от местных условий выделить узкоспециализированные сооружения (лыжные, горнолыжные, гребные, водомоторные базы, мототреки и др.) из комплекса как самостоятельные объекты, размещаемые на отдельных участках. Своевременное проектирование развития сети спортивных сооружений города позволит не только улучшить сеть, повысить эффективность использования существующих сооружений, но также облегчить разработку проектов детальной планировки районов города и обеспечит определение нагрузок на городской транспорт, инженерные сети и пр.Центральным объектом стадиона в Белграде является главная спортивная арена с равновысокими трибунами на 60 тыс. мест. На стадионе предусмотрены также тренировочные сооружения (статье под номером 35). Крупные зарубежные общегородские комплексы спортивных сооружений, которые подготовлялись для международных спортивных соревнований, с расчетом обеспечения высокого уровня комфорта при их эксплуатации, как правило, создавались путем строительства ряда новых сооружений и использования существующих в ряде случаев с расширением, реконструкцией и модернизацией. Аналогичные решения можно наблюдать и при создании комплексов общегородских сооружений в городах с меньшей численностью населения. Такой экономически правильный подход обеспечивает минимальную потребность в капиталовложениях и позволяет избежать диспропорций в городской сети спортивных сооружений при повседневном использовании их.Если дополнительно к этим данным учесть, что в зимнем сезоне на стадионе заливается около 100 тыс. м2 льда для катания на беговых коньках, хоккея, фигурного катания, а также для катков массового катания, обеспеченных благоустроенными гардеробами, грелками, буфетами и пр., то станет ясным, что Центральный стадион имени В. И. Ленина представляет собой комплекс нового типа, в котором наряду с обеспечением условий для проведения крупнейших комплексных спортивных соревнований обеспечено круглогодичное использование сооружений большими массами спортсменов. В проекте стадиона были полноценно решены градостроительные вопросы, выразившиеся в том, что комплекс спортивных сооружений в Лужниках, войдя как органическая часть в план реконструкции района города, составил в градостроительном отношении единое, целое с ЮгоЗападным районом, существенно обогатив город (статье под номером 37).В Указаниях по проектированию сети физкультурноспортивных сооружений городов и поселков городского типа (ВСН 271), утвержденных Госгражданстроем 30/VII 1971 г., даются общее направление развития сети и необходимые нормативы. Рекомендуемый состав и количество сооружений даны в статье под номером 1. В приведенных данных выражена тенденция укомплектования спортивных центров такими сооружениями, которые позволили бы осуществлять занятия основными видами спорта круглогодично. При этом уровень обеспеченности крытыми сооружениями увеличивается от спортцентра жилого района к общегородскому спортцентру, что соответствует реальным потребностям (квалификациям) контингентов физкультурников. Требования к проектированию в составе сети города комплексов физкультурноспортивных сооружений в микрорайонах содержатся в указаниях Госгражданстроя, а некоторые сведения о путях развития этих сооружениях приведены ниже.