Основным видом транспорта к стадиону является
Одновременно должен решаться вопрос о размещении учебно-тренировочных баз и пансионатов для проведения тренировочных сборов. Целесообразно изучить и разработать предложения но возможным формам кооперированных объектов (для спорта, туризма, отдыха, культуры). Кооперирование не только резко повышает эффективность капиталовложений, но открывает возможность для городов с немногочисленным населением построить единый универсальный объект. Создание систем комплексов зданий и сооружений объектов культуры и спорта как градостроительная задача до последнего времени централизованно не ставилась. Однако в практике строительства уже делались попытки сочетать различные гражданские объекты, в которых намечалась тенденция создать комплексы из разнопрофильных зданий и сооружений.С этой целью произведено зонирование территории спортивного комплекса, благодаря которому учебно-тренировочные спортивные сооружения сосредоточены во внутренней части участка. Спортивная арена с трибунами размещена так, чтобы обеспечить удобное пользование ею для многочисленных зрителей. Подходы к ней хорошо связаны с остановками городского транспорта. Примером стадиона (спортивного комплекса), построенного промышленным предприятием, может быть спортивный комплекс Московского завода малолитражных автомобилей (статье под номером 40), состоящий из спортивной арены для легкой атлетики и футбола с трибунами, открытых учебно-тренировочных спортивных сооружений и комплексного крытого корпуса, в состав которого входят бассейн для плавания, спортивный зал и манеж для легкой атлетики. Это позволяет круглогодично проводить учебно-тренировочные занятия и соревнования по многим видам спорта.Выбор участка необходимо производить с учетом: максимального приближения к зеленым массивам и естественным водоемам; направления господствующих ветров; возможности целесообразного использования рельефа местности, в частности при сооружении трибун; обеспечения стадиона (вне его территории) удобными подъездами и необходимыми площадями для эвакуации зрителей и для стоянки автомобилей. При этом ширина путей эвакуации (дорог, аллей, проходов и входов) в практике проектирования принималась из расчета 500—900 человек на 1 м ширины. В сложной градостроительной ситуации надо иметь в виду, что уменьшение путей эвакуации тормозит движение зрителей к остановкам городского транспорта, а иногда это может быть желательным, но отклонение от норм может быть допущено только с разрешения соответствующих организаций.Вот почему необходимо обобщить современный опыт их проектирования и строительства как в нашей стране, так и за рубежом. В зарубежном опыте, в частности, заслуживает внимания практика проектирования и строительства олимпийских сооружений. Интересна она тем, что созданию таких комплексов в каждой стране, по сложившейся традиции, предшествовало изучение и обобщение прогрессивного опыта строительства и эксплуатации лучших сооружений во многих странах, который учитывался при проектировании новостроек и модернизации существующих сооружений, поднимая каждый раз практику их строительства на новую ступень. В этом опыте отразились различные подходы к решению задачи. Поскольку программы Олимпийских игр и спартакиады народов Российской Федерации не имеют существенных различий по видам спорта, полезно рассмотреть зарубежный опыт в этой области, ибо не так важен масштаб сооружений, как методы и приемы организации в городе комплекса сооружений, состоящего из новостроек и существующих сооружений.