Четкая архитектурнопланировочная композиция всего
В составе сооружений общегородских спортивных центров не упомянуты лыжные, горнолыжные, гребные, водомоторные базы, лодочные станции, тиры стрелковые, веломототреки, яхтклубы, гребные каналы, трамплины для прыжков на лыжах, стрельбища и стрелковоохотничьи стенды и ипподромы, размещение которых на территории города (иногда в пригородной зоне) должно решаться согласно местным условиям. При разработке проекта сети спортивных сооружений города, где уже имеются существующие сооружения, важно провести подготовительную работу по изучению и определению условий включения в проектируемую сеть существующих объектов. При этом не исключены предложения о сносе отдельных строений за непригодностью, когда это подтверждается техникоэкономическими расчетами. Должны быть выявлены на основе детальных обследований причины неполноценного использования сооружений и разработаны рекомендации по устранению их недогрузки.Еще в 1964 г. Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций Российской Федерации в своем постановлении «Об организации массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства» обязал местные организации создать при ЖЭКах, ЖКО общественные советы физкультуры и здоровья и утвердил положение об этих советах, согласованное с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством коммунального хозяйства РСФСР и с другими заинтересованными ведомствами и организациями. В нем указаны источники финансирования расходов, связанных с оборудованием спортплощадок и приобретением спортивного инвентаря, а также указано, что спортивные сооружения должны приниматься на баланс домохозяйств (ЖЭКов, ЖКО), которые обеспечивают ихсохранность и ремонт.Выбор участка необходимо производить с учетом: максимального приближения к зеленым массивам и естественным водоемам; направления господствующих ветров; возможности целесообразного использования рельефа местности, в частности при сооружении трибун; обеспечения стадиона (вне его территории) удобными подъездами и необходимыми площадями для эвакуации зрителей и для стоянки автомобилей. При этом ширина путей эвакуации (дорог, аллей, проходов и входов) в практике проектирования принималась из расчета 500—900 человек на 1 м ширины. В сложной градостроительной ситуации надо иметь в виду, что уменьшение путей эвакуации тормозит движение зрителей к остановкам городского транспорта, а иногда это может быть желательным, но отклонение от норм может быть допущено только с разрешения соответствующих организаций.Четкая архитектурнопланировочная композиция всего ансамбля с расположением центральной группы основных спортивных сооружений на двух взаимно перпендикулярных осях и обеспечение технологических требований свидетельствуют об успешном решении генерального плана. Это подтверждается при сопоставлении генерального плана Центрального стадиона имени В. И. Ленина с генеральными планами крупнейших олимпийских стадионов. Необходимо отметить, что из 180 га территории в границах Москвыреки и окружной железной дороги, отведенной для строительства Центрального стадиона имени В. И. Ленина, около 135 га использованы для размещения комплекса спортивных сооружений и более 40 га для организации подъездов и подходов на предстадионной территории, что составляет около 30% площади территории собственно стадиона. Учитывая непрерывный рост количества автомобилей индивидуального пользования, такое решение надо признать правильным.